оригинал. новая версия ниже:
Родились некоторые соображения и советы для тех, кто самостоятельно собирает велосипеды. Это не инструкция по сборке, а набор ключевых советов.
Общие советы
Перед началом работы следует проверить, исправны ли устанавливаемые детали. Если деталь новая - необходимо проверить резьбовые соединения. Если деталь б/у, ее необходимо очистить от пыли и грязи и предварительно смазать консистентной смазкой «рабочие» узлы (например, пружина и ролики заднего переключателя, оси ободных тормозов и т.п.).
Установка рулевой колонки
Первое, что устанавливается на новую раму - это рулевая колонка. Несмотря на обилие кустарных способов, рекомендуется делать это в сервисе, если таковой имеется под боком. Неаккуратная установка рулевой колонки может повлечь повреждение рулевого стакана рамы. По установке в домашних условиях - самый простой способ запрессовки при помощи молотка. Ваши помощники: молоток, доска и деревянная подставка. Предварительно чашки рулевой колонки можно охладить в морозильной камере - они сожмутся из-за эффекта теплового расширения/сжатия и запрессовка пойдет легче. Перед самой установкой необходимо обработать консистентной смазкой посадочную поверхность рулевого стакана и чашки рулевой колонки. Запрессовывать чашки надо очень аккуратно, при этом надо следить за правильностью установки чашек (не перепутать верхнюю и нижнюю), а также следить, чтобы чашки запрессовывались без перекосов. При неаккуратной запрессовке можно испортить торец рулевого стакана. Если это произошло - придется торцевать рулевой стакан в мастерской.
Резьбовые соединения
Особой аккуратности требуют резьбовые соединения. По всем резьбовым узлам необходимо учитывать, что материал большинства резьбовых соединений МТБ - сплавы на основе алюминия (дюраль), а болты в большинстве случаев стальные. Поэтому закручивать нужно без применения чрезмерных усилий, т.к. можно очень легко повредить резьбу. Если болт не закручивается на первых витках резьбы - не надо сразу применять ключ с большим рычагом, а следует проверить, чистая ли резьба в узле, не повреждена ли она, нет ли стружки, подходит ли вообще резьба для данного винтика / болтика в том месте, куда вы его вознамерились закрутить. При необходимости стоит обновить резьбу. Единых стандартов нет, и шаг резьбы может быть различны.
Установка каретки
По практике сборки велосипедов пока что не встречалась ни одной чистой резьбы в этом узле рамы, вне зависимости от того, новая ли рама, или б/у. Необходимо аккуратно прочистить каждый виток резьбы. В домашних условиях это можно сделать иголкой, либо острым шилом, затем на резьбу наносится фиксатор, либо консистентная смазка. Фиксатор рекомендуется использовать, если обе чашки каретки металлические - в этом случае есть риск ослабления резьбы. Если ответная чашка каретки из пластика - его эластичности достаточно, чтобы резьба не ослабла и можно использовать консистентную смазку. Ставить каретку насухо нельзя - в этом случае каретка просто прикипит к раме в процессе эксплуатации. На новой каретке, как правило, с резьбой все в порядке. Если повреждено несколько витков в кареточном узле рамы - необходимо обратиться в мастерскую, дабы механик прочистил резьбу метчиком и устранил этот недостаток. Здесь самостоятельно что-либо сделать возможности нет, т.к. резьба в каретке с одной стороны - левая, а с другой - правая, а специальный инструмент для кареточной резьбы стоит достаточно дорого.
При установке каретки порядок закручивания чашек зависит от конструктивных особенностей каретки. Стоит обратиться к инструкции. Как правило, сначала закручивается чашка с кареткой, затем центрующая (в случае с капсулой) чашка. Закручивать нужно очень аккуратно; по сути дела, чашки на большую часть хода резьбы должны закручиваться руками и только потом затягиваться ключом. Если чашка не закручивается, значит резьба грязная и ее надо прочистить.
Пластиковые чашки требуют еще большей аккуратности. В принципе если все сделать аккуратно, то процедура не вызовет проблем и не займет много времени.
Установка шатунов
С новыми шатунами и новой кареткой все просто. Наносится консистентная смазка (которую не следует жалеть) на посадочные поверхности вала каретки, затем напрессовываются шатуны. Излишки смазки лучше убрать стереть - на нее будет садиться песок и пыль. Каретки и системы с пробегом необходимо сначала тщательно очистить от грязи (можно только посадочные места), и только после этого устанавливать. И в обоих случаях нужно проверить, затянуты ли бонки, крепящие звезды к шатунам.
Установка вилки
Как правило, установка новой вилки не вызывает серьезных проблем. При сборке необходимо лишь в правильном порядке собрать рулевую колонку и не перетянуть подшипники (вилка должна легко вращаться без заеданий на всем обороте). Основное, на что следует обратить внимание - это отпил штока вилки. Шток нужно отпилить ровно, после чего в случае использования одноразового якоря необходимо снять фаску на внутренней поверхности. В таком случае легче будет ровно запрессовать якорь.
Если вилка была приобретена не новой, то необходимо провести ТО вилки. Общине соображения следующие: если масло в вилке серого цвета и темнее - нужно перебрать картридж, да и всю вилку целиком. Если масло достаточно приличного состояния и нет проблем с работой вилки, то можно масло не менять. Если на стойках вилки достаточно значительное количество масла - необходимо заменить сальники.
Колеса
Опять же, если колеса/втулки - новые, то можно просто поставить резину, прикрутить кассету и установить колеса на велосипед. Если колеса уже «не первой свежести», необходимо выполнить протяжку спиц (это значит подтянуть все ниппеля по очереди на четверть оборота, и затем убрать восьмерки и яйца) и перебрать втулки, если в них использованы конусные подшипники. Если втулка на промышленных подшипниках, то можно просто разобрать и промазать внутренности консистентной смазкой для лучшей влагоизоляции. Правильно отрегулированная втулка не должна иметь люфтов и должна легко вращаться.
Тросы и рубашки тормозов и трансмиссии
Для механических тормозов и трансмиссии рекомендуется использовать рубашки с тефлоновым внутренником и тросы с тефлоновым покрытием. Смазывать троса смазкой не стоит - это будет способствовать засорению рубашек. Можно использовать готовые комплекты, например рубашки Shimano M-system, они уже со смазкой внутри и отличной защитой от грязи. Также можно ставить рубашки по всей длине троса, это обеспечивает почти лучшую защиту от грязи, правда в ущерб четкости работы системы переключения передач. К тормозам это относится в меньшей степени, т.к. пружины ободных тормозов можно отрегулировать на достаточно высокое усилие. Для отрезания рубашек рекомендуется использовать специальные ножницы, бокорезами и кусачками отрезать рубашку так аккуратно нельзя.
Манетки
Обратите особое внимание на плавность прокладки рубашек для лучшего качества переключения.
Прикручивая на руль тормозные ручки и манетки не стоит их закручивать их «намертво». Прикручивайте так, чтобы они слегка проворачивались под нагрузкой, но не проворачивались при нажатии на ручку манетки/тормоза. Это нужно для того, чтобы при падении не разбить ручку от удара. В таком случае она лишь слегка провернется вокруг руля.
Тормоза
Резьбовые соединения, на которые крепятся калиперы дисковых тормозов и рычаго ободных тормозов, необходимо предварительно обработать фиксатором резьбы. Последнее время на вилках все чаще используется стандарт post-mount крепления дисковых тормозов, который подразумевает крепление тормоза к ушам с резьбой в вилке. Необходимо не допустить повреждения резьбы в креплении post-mount. При регулировке ободных тормозов и установке калиперов дисковых следует отрегулировать тормоза таким образом, чтобы колодки с обеих сторон одновременно подходили к тормозным поверхностям и не вызывали перекосов обода или диска. В случае регулировки дисковых тормозов с одной активной колодкой, калипер должен быть установлен таким образом, чтобы пассивная колодка находилась в минимальном расстоянии от диска. При этом диск не должен цеплять колодку при вращении колеса.
Педали
Резьбу обязательно прочистить и перед установкой нанести консистентную смазку. Прикручивать, опять таки, аккуратно, чтобы не сорвать резьбу в шатуне.